Вторник, 18.12.2018, 22:27
Приветствую Вас Гость | RSS

ОГБОУ «Архангельская школа-интернат»

Меню сайта
Форма входа

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении

31.01.11 17:48 Правительство РФ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»

(с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.)

 

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.


Приложение

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

(утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288)

(с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.)

I. Общие положения

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 212 пункт 1 на­стоящего Положения изложен в новой редакции. (Здесь и далее курсивом выделе­ны примечания редактора.)

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создают­ся следующие специальные (коррекционные) образовательные учрежде­ния:

специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с наруше­нием опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.

Настоящее Типовое положение распространяется также на специаль­ные классы, группы (в том числе для детей ?0 сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образо­вательном учреждении.

Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект, см. письмо Минобразования РФ от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6 — см. с. 59 настоя­щего сборника.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по ре­абилитации обучающихся, воспитанников с-отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здра­воохранения Российской Федерации в зависимости от вида специального (кор-рекционного) образовательного учреждения.

О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных уч­реждений I—VIII видов см. письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 — см. с. 62 настоящего сборника.

См. Методические рекомендации о деятельности 10—12 классов в специаль­ных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной тру­довой подготовкой — см. с. 75 настоящего сборника.

2. Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) об­разовательное учреждение (далее именуется — коррекционное учрежде­ние) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (далее именуются — воспитанники) реализует в зависимости от вида коррекционного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального про­фессионального образования.

3. Коррекционное учреждение несет ответственность за жизнь воспи­танника, реализацию конституционного права граждан на получение бес­платного образования в пределах специального государственного образо­вательного стандарта.

4. Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в об­щество.

5. Коррекционное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Россий­ской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Рос­сийской Федерации, международными актами в области защиты прав ре­бенка, решениями соответствующего органа управления образованием, типовыми положениями о дошкольном, общеобразовательных учреждениях, учреждении начального профессионального образования, настоя­щим Типовым положением.

6. Для негосударственных коррекционных учреждений настоящее Ти­повое положение выполняет функцию примерного.

II. Организация деятельности коррекционного учреждения

7. Коррекционное учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в со­ответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Учредителем (учредителями) государственного коррекционного уч­реждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и орга­ны исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учредителями муниципального коррекционного учреждения являются органы местного самоуправления.

9. Передача государственного коррекционного учреждения в ведение ор­ганов местного самоуправления допускается только с согласия последних.

10. Реорганизация и ликвидация коррекционного учреждения осуще­ствляются в порядке, установленном законодательством Российской Фе­дерации.

11. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, уста­новленные законодательством Российской Федерации, возникают у коррекционного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разреше­ния).

12. Коррекционное учреждение с момента регистрации приобретает права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, текущий и иные счета в банковских и других кредитных учреждениях.

13. Коррекционное учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Аттестация коррекционного учреждения проводится по его заявлению соответствующим государственным органом управления образованием один раз в пять лет.

Целью и содержанием аттестации коррекционного учреждения являет­ся установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания требованиям специального государственного образовательного стандарта.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 212 в абзац чет­вертый пункта 13 настоящего Положения внесены изменения.

Для проведения аттестации коррекционное учреждение представляет в соответствующий государственный орган управления образованием пе­речень документов, определяемых Министерством образования Россий­ской Федерации.

Состав аттестационной комиссии, ее председатель утверждаются приказом органа, осуществляющего аттестацию. В состав комиссии не могут входить работники коррекционного учреждения, проходящего ат­тестацию.

Заключение аттестационной комиссии является основанием для при­нятия органом, проводившим аттестацию, решения о признании коррекци­онного учреждения аттестованным или неаттестованным.

14. Коррекционное учреждение проходит государственную аккредита­цию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об обра­зовании».

15. В соответствии со своими уставными целями и задачами коррекци­онное учреждение может реализовывать дополнительные образователь­ные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образователь­ных программ.

16. Количество классов (групп) и их наполняемость в коррекционном учреждении определяются уставом учреждения в зависимости от санитар­ных норм и условий, необходимых для осуществления образовательного процесса.

Предельная наполняемость класса (группы), группы продленного дня зависит от вида коррекционного учреждения.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 212 пункт 16 настоящего Положения дополнен текстом следующего содержания:

В коррекционном учреждении устанавливается следующая предельная наполняемость классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня:

для глухих — 6 человек;

для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, — 10 человек;

для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, — 6 человек;

для слепых — 8 человек;

для слабовидящих и поздноослепших —12 человек;

для имеющих тяжелые нарушения речи — 12 человек;

для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата —10 человек;

для имеющих задержку психического развития — 12 человек;

для умственно отсталых— 12 человек;

для глубоко умственно отсталых — 10 человек;    для имеющих сложные дефекты — 5 человек.

17. При проведении занятий по трудовому обучению, социально-быто­вой ориентировке, факультативных занятий класс (группа) делится на две подгруппы. При делении класса (группы) на подгруппы учитывается про­филь трудового обучения для девочек и мальчиков, а также вид коррекци­онного учреждения.

III. Образовательный процесс

18. Содержание образования в коррекционном учреждении определя­ется образовательной программой (образовательными программами), раз­рабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и ин­дивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно.

19. Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществляется исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориенти­рованных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитан­ника для индивидуальной трудовой деятельности.

20. Для организации трудового обучения мастерские коррекционного учреждения обеспечиваются необходимым оборудованием и инструмен­том со специальными приспособлениями, предупреждающими травматизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двигательные нарушения, имеющиеся у воспитанников.

21. Организация образовательного процесса в коррекционном учреж­дении регламентируется учебным планом, годовым календарным графи­ком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми кор­рекционным учреждением самостоятельно.

22. В целях преодоления отклонений в развитии воспитанников в кор­рекционном учреждении проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия.

23. Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государствен­ную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государ­ственного образца об уровне образования и (или) квалификации или сви­детельство об окончании этого коррекционного учреждения.

См. формы свидетельств государственного образца об окончании специаль­ной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и специального (кор­рекционного) класса общеобразовательного учреждения, утвержденные приказом Минобразования РФ от 5 февраля 2002 г. № 334 — см. с. 83 настоящего сборника.

IV. Участники образовательного процесса

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 212 в пункт 24 настоящего Положения внесены изменения.

24. Участниками образовательного процесса являются педагогические, инженерно-педагогические и медицинские работники коррекционного уч­реждения, воспитанники и их родители (законные представители).

25. Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (закон­ных представителей) и по заключению психолого-педагогической и меди­ко-педагогической комиссий.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 212 в пункт 26 настоящего Положения внесены изменения.

26.  В специальный класс (группу) коррекционного учреждения воспи­танники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагоги­ческой комиссий только после первого года обучения в коррекционном учреждении.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 212 пункт 27 настоящего Положения изложен в новой редакции.

27.  Специальные классы (группы) коррекционного учреждения комп­лектуются из воспитанников со сложными дефектами по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического наблюде­ния в условиях образовательного процесса.

См. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. № 1 «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекцион­ных) образовательных учреждениях» — см. с. 80 настоящего сборника.

28.  Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое обра­зовательное учреждение осуществляется органами управления образова­нием с согласия родителей {законных представителей) и на основании зак­лючения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

29.  Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществ­ляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учи­телями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекци­онном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.

30.  Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуществля­ют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-ги­гиенического и противоэпидемического режима, организацию физического вос­питания и закаливания, питания, в том числе диетического.

31.  Медицинские работники оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам с уче­том здоровья и особенностей их развития, дают им рекомендации по медико-педагогической коррекции, подбору профиля трудового обучения, професси­ональной ориентации, трудоустройству воспитанников, а также родителям (за­конным представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний.

32.  В коррекционных учреждениях всех видов проводятся медикамен­тозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физкультура, массаж и психотерапия.

V. Управление коррекционным учреждением

33. Управление коррекционным учреждением осуществляется в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации и уставом коррекционного учреждения.

34. Управление коррекционным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления коррекционного учреждения являются совет коррекционного учреждения, попечитель­ский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Поря­док выборов органов самоуправления коррекционного учреждения и их компетенция определяются уставом коррекционного учреждения.

35. Непосредственное управление коррекционным учреждением осу­ществляет директор (заведующий), прошедший соответствующую аттес­тацию и имеющий опыт работы в учреждении данного вида.

36. Директор (заведующий) коррекционного учреждения несет ответ­ственность перед родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем за свою деятельность в соответствии с функци­ональными обязанностями, предусмотренными квалификационными тре­бованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом коррекционного учреждения.

VI. Имущество и средства коррекционного учреждения

37. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, ус­тановленном законодательством Российской Федерации, закрепляет его за коррекционным учреждением.

Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2002 г. № 919 в абзац второй пункта 37 Типового положения, утвержденного настоящим постановле­нием, внесены изменения.

Земельные участки закрепляются за государственным и муниципальным коррекционным учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.

Объекты собственности, закрепленные за коррекционным учреждени­ем, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Коррекционное учреждение владеет, пользуется и распоряжается за­крепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого иму­щества, своими уставными целями и законодательством Российской Фе­дерации.

38. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за кор­рекционным учреждением, допускается только в случаях и в порядке, ус­тановленных законодательством Российской Федерации.

39. Коррекционное учреждение несет ответственность перед собствен­ником и (или) органом, уполномоченным собственником, за сохранность и эффективное использование принадлежащей ему собственности. Контроль деятельности коррекционного учреждения в этой части осуществляется собственником и (или) органом, уполномоченным собственником.

40. Коррекционное учреждение вправе сдавать в аренду закрепленное за ним имущество в соответствии с законодательством Российской Феде­рации.

41. Деятельность коррекционного учреждения финансируется его уч­редителем (учредителями) в соответствии с договором между ними.

42. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов кор­рекционного учреждения являются:

собственные средства учредителя (учредителей);

бюджетные и внебюджетные средства;

имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномо­ченным им органом);

кредиты банков и других кредиторов;

средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юри­дических лиц;

другие источники в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации.

43. Коррекционное учреждение имеет право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями, самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

44. Коррекционное учреждение отвечает по своим обязательствам в пре­делах находящихся в его распоряжении денежных средств и принадлежа­щей ему собственности. При недостаточности этих средств по обязатель­ствам коррекционного учреждения отвечает его учредитель (учредители) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

45. Финансирование коррекционного учреждения осуществляется на ос­нове государственных и местных нормативов финансирования, определя­емых в расчете на одного воспитанника по каждому виду коррекционного учреждения.

46. Воспитанники, проживающие в коррекционном учреждении и нахо­дящиеся на полном государственном обеспечении, в соответствии с уста­новленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 212 пункт 46 настоящего Положения дополнен абзацем следующего содержания:

Воспитанники, не проживающие в коррекционном учреждении, обеспе­чиваются бесплатным двухразовым питанием.

47. Коррекционное учреждение в соответствии с установленными нор­мативами должно иметь необходимые помещения, сооружения для орга­низации образовательного процесса, коррекционных занятий, лечебно-вос­становительной работы, трудового обучения, производительного труда, быта и отдыха воспитанников.

48. Коррекционное учреждение вправе вести предпринимательскую де­ятельность, предусмотренную его уставом.

49. Коррекционное учреждение устанавливает работникам ставки зара­ботной платы (должностные оклады) на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-ква­лификационными требованиями и на основании решения аттестационной комиссии; определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда, а также структуру управления деятельностью коррекционного учреж­дения, штатное расписание, распределение должностных обязанностей.

См. Рекомендации по формированию штатной численности работников спе­циальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, вос­питанников с отклонениями в развитии, направленные письмом Минобразования РФ от 30 марта 2000 г. № 27/909-6 — см. с. 47 настоящего сборника.

50. При ликвидации коррекционного учреждения денежные средства и иные объекты собственности, принадлежащие ему на праве собственнос­ти, за вычетом платежей по покрытию своих обязательств, направляются на цели развития образования в соответствии с уставом коррекционного учреждения.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz